Категории
ШАМАНСКАЯ МЕДИЦИНА
03.10.2010 духовная культура

Дуновение духа, единение с природой, единство мира – вот те забытые идеи 20го века, которые вновь становятся модными. Настоящий поворот Нашего Времени, эта новая манера восприятия мира, которая удивительным образом всплывает из самих недр человечества. По правде говоря, она являлась на протяжении целых тысячелетий духовным и инстинктивным путем человечества, прежде чем стать предметом изучения Белого Человека, не без некоторого снисхождения, под базовым названием «шаманизм». Одновременно являясь предком «главных» религий и древних техник исцеления, он испускал дух, а мы устремились к его изголовью. Вопреки всем ожиданиям, шаманизм остался жив и здоров. Он адаптировался к новым условиям, принимая новые, так называемые, «неошаманские» формы, и предлагает пронизать современный мир и даже реформировать его.

Дать определение шаманизму является очень тонким делом, поскольку он имеет широкое разнообразие форм выражения. Сам термин шаманизма вызывает ассоциацию с доктриной или определенным культом, но недостаточно подходит для определения этого концепта. Более подходящим было бы говорить о шаманизме во множественном числе, чтобы подчеркнуть его многочисленные грани и формы интерпретации мира, даже о «духе шаманизма», чтобы лучше передать это особое состояние разума, которое сплачивает все так называемые примитивные культуры и которое, возможно, появилось вместе с появлением первых людей на Земле.

Начиная от сибирских шаманов («саман» на тунгусском языке) и заканчивая американскими врачевателями, включая австралийских колдунов-целителей и, конечно же, наших друидов, на каждом континенте возникало бесконечное количество священных учений, каждое из которых характеризуется определенной практикой, основанной на культуре, географических условиях, климате, образе жизни. Какими бы разнообразными ни были эти учения, все они объединены общей идеей: помимо наших пяти чувств, природа обладает активным «влиянием» на нашу обычную жизнь. Эти влияния называются духами или магическими стрелами, любой может почувствовать их, но только шаман благодаря специальным методам может связаться с ними и управлять ими. Другими словами, точка соединения тысяч форм шаманизма находится в некоей форме сакрализации природы, что делает его привлекательным в наше время движений в защиту окружающей среды.

Культурное восприятие мира и шаманизм

Шаманизм все же не может свестись к простому почитанию скрытых природных сил, потому что он позиционирует себя, прежде всего, как способ создания представлений о мире и взаимодействия с ним. Он является не только, несколько абстрактным духовным путем, но и жизненной моделью, пытающейся воплотить в ежедневной практике единение с миром. Нечто вроде полного слияния, которое ведет к понятиям времени и пространства, отличающимся от принятых сегодня. Непокорная мысль отказывается, в частности, от идеи внешнего мира, независимого и враждебного по отношению к выживающему в нем человеку. Она основывается, напротив, на простом принципе, передаваемом в данном случае западной терминологией: в мире есть человек, и в человеке содержится весь мир. Отрицая всякую идею борьбы, человеческое существо не только живет в природе, он сам есть Природа. Мы слишком часто хотели свести эту позицию к чему-то вроде подчинения человека силам природы. Но это не так. Потому что, несмотря на понятие «Мать-Земля», дорогое всем американским индейцам, речь идет скорее о соучастии и сообщничестве. Так, например, молния, которая ударяет недалеко от поселка, не является проявлением враждебных сил, но будет рассматриваться как некое послание, адресованное людям, которые могли спровоцировать данное происшествие своими недавними поступками. Подобным образом, медведь, волк, анаконда или ягуар, животные, способные напасть на человека в определенных условиях, обычно рассматриваются как наши ближайшие предки, которые хотят вступить с нами в союз, а не навести иррациональный страх. Легенды не описывают мир, они буквально облечены силой создавать реальность, изменяющуюся реальность путем устной коммуникации, но реальность, соответствующую возможностям человека, названную антропологами космовидением.

Постоянно прислушиваясь к силам, управляющим природой, дикий человек поддерживает магическую связь, которая соединяет его со всем миром. Это видение превосходит его, он больше не одинок, а связан с «Великим Всем», чем-то вроде мистического поверенного мира. Ничтожная частица грандиозной фрески, он смог выстроить некую концепцию единства, которую не знают в наше время на Западе: поскольку люди связаны между собой и с окружающим миром, любое изменение в поведении одного из них или природного явления влияет на их собственную жизнь. В диком мире, из предусмотрительности или предосторожности стараются не нарушать равновесия «Великого Всего» и постоянно заботятся о слиянии с ним, чтобы лучше воспользоваться его удивительной динамикой.

Дикие народы отказываются в своих представлениях от идеи линейного времени, накладывающего свой неизменный отпечаток на пространство. В противоположность этой концепции, дикие народы предпочитают наполненность настоящего момента до такой степени, что забывают свое прошлое и ничего не ждут от будущего. Например, для многих из них, первый человек появился на свет максимум за два или три поколения до известных им предков. Приостановить течение времени – это, в некотором роде, вернуть пространству его полную силу. В таком случае удается уловить все силы мира, сконцентрированные в один всесильный и наполненный момент. Они танцуют бесконечную сарабанду, и человек, захваченный в ее круговорот, должен взаимодействовать с этими силами, чтобы поддерживать чудо своей жизни.

Тем не менее, спасение своей жизни не является следствием ее необыкновенности. Можно даже сказать, что надо уметь отдавать свою жизнь, чтобы она действительно существовала. Также нет ничего удивительного в том, что для всех этих народов престиж и моральные ценности важнее, чем материальные аспекты. Неизбежное последствие подобного восприятия – это то, что жизнь и смерть постоянно находятся рядом. И та, и другая постоянно в действии, и ничто не может отодвинуть одну из них в пользу другой; таково удивительное восприятие примитивных народов, для которых понятие выживания само по себе неприемлемо.

Шаманизм, несомненно, является законным наследником данного древнего представления о мире. Он предлагает зайти за грань наших чувств, в поисках этой иной части мира, которая ускользает от нас. Галлюциногенные путешествия, экстатический транс, колдовство… шаманы перемещаются в этой некой «глубокой реальности». Но их усилия были бы тщетными, если бы они не затрагивали целый народ за их спиной. В диких землях движущей силой для каждого мужчины, для каждой женщины является движение навстречу провозвестникам всеобъемлющего мира. Это больше, чем долг, это становится смыслом их жизни и даже смыслом смерти. Потому что эта реальность рассматривается как расширенные границы жизни, настоящее измерение, в котором нужно действовать, чтобы направлять скромную судьбу каждого человека.

Добавить комментарий
*