Категории
Интервью с Шалвой Амонашвили. Часть 5. Нужно ли детям знать языки?
06.08.2011 культура образования

Я основал двенадцать премий студентам и аспирантам. Ежегодно эти премии вместе с грамотами за приверженность идеям гуманной педагогики вручает ректор. Студенты пишут свои работы, а жюри их оценивает. Студенты разрабатывают методы и приемы гуманного подхода к детям. Может не все двенадцать станут истинно гуманными педагогами. Может только один, но иногда и один «делает погоду». Один Пушкин сформировал целый пласт русской культуры. Один Чайковский «сделал погоду», один Достоевский «сделал погоду». Один Сухомлинский развеял педагогический смог. А кто-то опять этот смог нагоняет...

- Работа учителя творческая, учитель каждый решает десятки нестандартных профессиональных задач, решает их по своему. А есть незыблемые принципы педагогической деятельности, можно четко определить, что в работе учителя обязательно, что можно и чего нельзя?

- Конечно, есть. Например, принцип созидающего терпения. И этот принцип запрещает кричать на ребенка, критиковать и разносить его вдребезги и подобное. Надо творить и ждать, творить и ждать, надеясь, что надежды учителя осуществятся не сегодня, так завтра.

Если высшим принципом провозглашена педагогическая любовь, то эта любовь накладывает на учителя суровость долга.

Всего учителю подсказать невозможно. Будут ошибки, будут досадные ошибки в этом поиске. Но их устранение благословенно. И ошибка от ошибки отличается. Топтание в ошибках - это грех. Надо уметь исправлять свои ошибки.

В марте в Москве пройдут педагогические чтения, тема которых: «Улыбка моя, где ты?». Будет один «круглый стол», тема его звучит так: «Учительское покаяние». Учителям нужно покаяние в авторитаризме.  Хотя многие из них, как белые вороны, и в авторитарном обществе были гуманными педагогами. Это была почти подпольная педагогическая деятельность. Образ гуманного учителя на всю жизнь сознательно и подсознательно подталкивает нас к гуманным поступкам. Многие учителя спасают нас в жизни своей силой духа.

- В одной из своих ранних работ Вы рассказали о своём тогда еще маленьком сыне, - что бабушка дома с ним говорит по-русски, мама - на английском, а Вы - грузинском языках. Какой результат такого многоязычия?

- Мой сын и дочь владеют грузинским языком - это их родной язык - на самом высоком литературном уровне. С раннего детства, хотя это не их родной язык, они знают русский на уровне родного. Грузинскую культуру они впитывали с помощью грузинского и русского языков.

Оба в совершенстве владеют английским. Не было бы этого многоязычия в детстве, они бы, как и их отец, который все еще не владеет хорошо русским, не знали бы его так хорошо.

Это объясняет теория, открытая Выготским и Узнадзе, которая доказывает, что раннее детство - золотая пора для овладения языками. И не надо бояться, что родной язык погибнет или приостановится. Выготский доказал, что чем больше ребенок изучает другой язык, тем больше он углубляется в родной. И чем больше языков изучает, тем глубже понимает свой. Но для решения такой задачи мы пока не имеем материальных средств и методик, - как детям с раннего детства давать многоязыковую среду.

- Педагоги моего поколения знают Вас не один десяток лет. И все эти годы Вы остаетесь очень популярным педагогом благодаря Вашей активности и трудолюбию. Вот и сейчас Вы приехали в Киев с 35-часовым курсом лекций. Ведь это нагрузка: физическая и психологическая. Благодаря чему Вы сохраняете высокую работоспособность и жизненную энергию?

- Меня об этом часто спрашивают. Я бы мог сказать: жена помогает, дочь помогает. Конечно, помогают. Но главная причина, наверное, в том, что мне просто нравится эта жизнь. Нравится встречаться с учителями. Я никогда от этого не устаю. Мне просто нравится жить. Может, в этом главный источник молодости? Когда человек находит свое амплуа, свое призвание, свою миссию в жизни - тогда и наступает духовное долголетие. Если я буду проживать чужую судьбу, - я сразу постарею.

Добавить комментарий
*