Вольфганг Рёд. Путь философии: XIX-XX вв. / Пер. с нем. М. Д. Култаева, В. И. Кебуладзе, В. Терлецкого. - Киев: Дух и Литера, 2010. - 368 с. - («Современная гуманитарная библиотека") - ISBN 978-966-378-137-2
Профессор-пенсионер Инсбрукского университета и почетный член Австрийской Академии наук в Вене Вольфганг Рёд тридцать лет своей жизни посвятил изучению истории философии. Главным интересом проф. Рёда была и остается диалектическая философия Нового времени, но многолетняя погруженность мыслителя в новейшей рационализм заставила его признать неокантианскую природу собственной философской системы, изложенной в сочинении «Опыт и рефлексия» (1991 г. ). «Путь философии», представленный украинскому читателю издательством «Дух и Литера» в серии «Современная гуманитарная библиотека", охватывает именно те периоды истории философии, которые являются ближайшими автору: XVII-XIX вв. и XIX-XX вв.. Наше внимание привлекло последнее издание («Путь философии: XIX-XX вв.») благодаря актуальности своей проблематики: к сожалению, учебники по современной истории философии остаются пока что редкостью на полках украинских магазинов.
В. Рёд интересен тем, что он предлагает собственный канон истории философии. Если, скажем, украинские исследователи придерживаются примерно одинаковой схемы развертывания истории философской мысли, австрийский ученый имеет собственный взгляд на взаимосвязь различных философских систем. Например, он начинает историю философии XIX в. от материалистического перетолкования гегелианства, включая сюда Д. Ф. Штрауса, М. Штирнера, Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса. Далее автор выделяет натуралистические и антинатуралистические течения XIX в. и противопоставляет позитивизм О. Конта, Дж. С. Мила и Г. Спенсера спиритуалистическому контрдвижению (среди представителей которого он называет малоизвестного сегодня Фихте младшего, К. Г. Вайсе, Р. Г. Лотце, Ф. Мен де Бирана, В. Кузена и др. )..
Отдельное подразделение посвящено спиритуалистической критике идеализма - Б. Больцано, А. Тренделенбург, Ф. Брентано и В. Вундту. Третий раздел сосредоточивается на истории неокантианства. Здесь проф. Рёд придерживается классической схемы, по очереди рассматривая представителей марбургской и Баденской школ. Однако интересной вставкой является реалистическое направление критицизма, представленное философией Алоиса Риля (1844-1924), которого автор считает самостоятельным представителем неокантианства, который соединил в своей философской системе гербартианство (педагогическая концепция, популярная в Австрии в кон. XIX в. ) и критически-реалистическую интерпретацию кантовского учения о познании.
«Философия жизни» представлена В. Рёдом тремя выдающимися мыслителями: Ф. Ницше, В. Дильтеем и А. Бергсоном. Кроме своего «неканонического» подхода к изложению истории философии, текст поражает легкостью и прозрачностью содержания (в чем, безусловно, тоже большая заслуга переводчиков учебника). Убеждены, что даже знатокам проблематики будет интересно увидеть этот альтернативный взгляд на философию классиков. Например, В. Рёд завершает раздел о философии Ф. Ницще словами: «Итак, Ницше не преодолел нигилизм, а сам сломался на нем» (с. 113). Автор отмечает роль этого мыслителя в диагностировании современной культурной ситуации, однако отмечает, что «когда речь идет о философии Ницше, то слово «философия» здесь означает нечто иное, чем в упомянутой большой философской традиции» (с. 114), имея в виду историю философии от Платона до феноменологии.
В следующих разделах проф. Рёд сосредотачивается на истории развития неогегелианства, марксизма-ленинизма, неомарксизма и неосхоластики. Впрочем, последняя представлена неоправданно мало: автор лишь перечисляет главных представителей этого направления, не освещая сути их философских систем. Справедливости ради нужно сказать, что религиозной философии, которая получила достаточно широкую известность в кон. XIX - начале XX в. , автор почти не уделяет внимания. Скажем, даже философии С.Кьеркегора он выделяет лишь роль предшественника экзистенциальной философии, сосредотачиваясь в основном на М.Хайдеггере и очень скупо представляя философию К. Ясперса и Ж. -П. Сартра. Такой подход, вероятно, обусловлен собственной симпатией В. Рёда к неокантианству и рационалистической философии в целом. Поэтому иррационализм выступает в его версии истории философии лишь фоном для развития этого мыслительского направления.
К феноменологии проф. Рёд, кроме Э. Гуссерля и его последователя Н. Гартмана, причисляет также М. Шелера. Его вклад в философскую антропологию автор считает вторичным по сравнению с ролью этого мыслителя в феноменологической традиции. Тема развития философской антропологии практически отсутствует в труде В. Рёда, видимо, по тем же причинам, о которых мы уже упоминали ранее. Зато широко представлена аналитическая философия, американский прагматизм, неопозитивизм и критический рационализм К. Поппера.
Специально для украинского издания автор подготовил отдельный раздел, содержащий очерк развития философских течений во второй половине ХХ в.. Это скорее самостоятельная попытка ответить на вопрос, сохранила ли философия линейный прогресс и главный путь критического мышления, или потеряла свое лицо и разветвилась на побочные направления, став метадисциплиной. Среди достойных современных направлений развития философской мысли В. Рёд выделил герменевтику и экзистенциальную философию (Г. Гадамер и П. Рикер); философию науки; т. н. «Неортодоксальный» марксизм (Э. Блох, Г. Маркузе) и социальнонаправленную «Франкфуртскую школу», «практическую этику» и теорию права и морали Дж. Ролза; и наконец, структурализм, постмодернизм и деконструктивизм. Интересно, что отношение немецкого философа к деконструкции является откровенно негативным. Описывая это направление современной философии, он отмечает: «Однако если под вопрос ставят разум как таковой, то отворачиваются от идеи философии, как она была начертана две с половиной тысячи лет назад и развивалась в течении веков» (с. 305). Тенденция к преодолению понятийного мышления является неприемлемой и непонятной для В. Рёда. Впрочем, это не умаляет стоимости его научного наследия, а лишь подчеркивает его приверженность идеям неокантианства.
Проф. Рёд придерживается концептуального взгляда на историю философии. В духе немецких классиков, наследником идеях которых он является, ученый рассматривает историю развития философской мысли как непрерывный процесс приближения к истине. Философия, считает автор, больше не интересуется доказательствами существования Бога, субстанциональной души, а когда и еще отстаивает метафизические принципы, то только на основании той функции, которую они имеют среди философских теорий. Однако здесь начинается возможность построения новой метафизики, вне догматизма и функционализма. «Путь философии» в трактовке этого известного интеллектуала будет интересным не только для студентов философских факультетов, но и для всех, кто интересуется развитием современной мировой философии и ищет альтернативных способов ее понимания. Современный читатель требует безупречно проработанную профессиональную литературу. Пусть в современных условиях трудно выдержать высокий редакторский стандарт, но и им не стоит пренебрегать. Книга заслуживает быть отмеченной и достоинству оцененной, добавляя четкий луч в рассветный час философии в Украине.
Рецензенты: Орыся Гачко, Богдан Завидняк, Украинский Католический Университет. Информация для любителей рыбалки: рыболовный интернет магазин, не только мода времени, но и удобство выбора...