Категории
Наталья Сняданко. Большая ценность — обнаженные эмоции
12.12.2011 личности

Наталья Сняданко, писательницаВ жизни мало позитива, поэтому его можно придумывать, говорит писательница.

Наталья Сняданко не изменила себе и в книге "Гербарий любовников" снова продолжила исследовать и разрушать вековые, культурные, сексуальные и всякие другие стереотипы. Она говорит, что обнажение эмоций для неё - главное в творчестве.

Н.С.: Книга "Гербарий любовников" стала для меня каким таким своеобразным завершением определенного этапа, внутренней трилогии, которая, возможно, не очень заметная на сюжетном фоне. Речь идет о книгах "Чабрец в молоке" и "Насекомое тарзанка", ну, и теперь "Гербарий любовников".

Это для меня книги, олицетворяющие размышления о времени. Что такое для нас время? Или что-то такое, что мы чувствуем и понимаем, есть ли вообще какая-то объективная действительность, или каждый из нас видит время как-то по-своему, и мы не можем найти общий язык относительно того, что мы видим.

И все эти размышления объединены наблюдением за какими-то деталями, которые дают возможность увидеть разницу в наших восприятиях, в том, как для нас по-разному течет это время и какой разной может быть действительность для каждого.

"Для того и существует литература, чтобы можно было увидеть моменты, которые являются очень важными, но которые мы не успеваем зафиксировать в жизни, просмотреть в замедленном режиме и понять, что это для нас значит"

Наталья Сняданко, писательница

"Гербарий любовников" - это книга, которую держит, наверное, больше не сюжет, а определенное настроение. Именно настроение - это то, что было для меня очень важным и что хотелось сохранить на протяжении всей книги. О том, о чем мечтается в серый пасмурный вечер, когда пьешь первую чашку кофе и вдруг чувствуешь, что настроение твое куда-то движется, что оно улучшается, что ты начинаешь о чем-то мечтать.

Потом не обязательно эти мечты воплощать, но само состояние мечты ужасно приятно. Мне хотелось это состояние воспроизвести или спровоцировать его у читателя, спровоцировать способность погружаться в это состояние, находиться в нем.

Если говорить о героях, то любимой героиней во всех моих книгах является некая условная бабушка. На этот раз это тета, галицкая тета Амалия, совершенно фантасмагорическая фигура конца 19-го века, очень своеобразная, очень волюнтаристская даже, живущая жизнью, не похожей на жизнь тогдашних женщин и даже на тогдашнюю жизнь. У нее совсем свои представления о мире, у нее есть свой гарем, у неё есть много разных прихотей.

Б.: Заметила, что в этом романе больше позитива о женщинах и значительно меньше - о мужчинах. Иногда кажется, что вы над ними насмехаетесь и не слишком благосклонно относитесь.

Н.С.: у меня во всех книгах оно так было. То есть, это, наверное, естественно, поскольку я сама женщина, я думаю, как женщина. То есть, для меня это нормально - быть на стороне того, что я знаю и понимаю лучше.

Обложка книги Гербарий любовниковА кроме того, мне кажется, что наибольший массив или основной массив мировой литературы написан с мужской точки зрения, это то, к чему мы привыкли. А вот описание мира в женской перспективе, особенно в Украине, мне кажется, только начинается. И искренние истории, рассказанные современными женщинами-писательницами, это, наверное, самое интересное, что есть сейчас в литературе. Я сознательно это делаю и мне это нравится.

Б.: Герои "Гербария", по крайней мере, многие из них довольно странные. Вы таких людей часто встречаете и из них создаете образы?

Н.С.: На самом деле, есть ощущение, что все мы странные. То есть, совсем нормальных людей не существует. Для того, наверное, и придумали критерии "нормальности", чтобы более или менее держаться в рамках. Но когда человек абсолютно стандартный, шаблонный - ну чем он интересен? Иначе это какой робот.

"Я ужасно люблю каких-то персонажей придумывать, которые бы были успешными, реализованными, делали то, что хотели, не страдали под гнетом тяжелой украинской кармы. Но при этом, чтобы эти персонажи были украинскими"

Наталья Сняданко, писательница

А странность и какие индивидуальные особенности - они как раз и делают людей индивидуальностями, делают их интересными и особенно интересными - в литературе. Потому что литература все же вынуждена концентрироваться именно на необычных деталях.

Б.: Тема брака, анатомия брака - это тема многих произведений украинской и мировой литературы. В "Гербарии любовников" также есть, фактически, препарация определенных брачных отношений. Что для вас было важно в этой теме показать?

Н.С.: Опять же, возвращаясь к началу разговора: то, о чем все время говорится - об искренности. Потому что литература, возможно, на сегодняшний день наиболее консервативный вид искусства. Наименее податливый на всевозможные новейшие технологии, на возможности видеть мир в 3D, в 5D или вскоре - 28D. Все же литература тяготеет к именно таким, очень-очень постоянным качествам.

И поэтому самой большой ценностью современной литературы, как по мне, когда она - голые эмоции, когда речь идет не об отношениях, каких-то интимных подробностях, о которых обычно принято говорить завуалированно, либо не говорить вообще. А о других способах речи - об искренности, о том, как мы в действительности думаем. Для того и существует литература, чтобы можно было моменты, которые являются очень важными, но которые мы не успеваем зафиксировать в жизни, увидеть в замедленном режиме и понять, что это для нас означает, как это нас формирует. В частности, и в браке.

Б.: В книге упоминается неожиданный вид бизнеса - бордель для женщин, а не для мужчин, что является более привычным. Вы от кого услышали такую ​​историю, она была в реальности?

Н.С.: Нет, это абсолютная фикция. Я никогда не слышала в действительности о существовании таких заведений. Хотя с удовольствием сходила бы посмотреть, если бы что-то такое было.

Б.: Героиня, о которой вы сказали в начале, которая такой бордель организовала, получается, - тоже выдумка ли прототип?

Н.С.: Это опять же моя фишка. Мне все время хочется реконструировать истории, которых не было, а как по мне, жизненный опыт в целом очень печальный.

Украинскость - это синоним печального, трагического, нереализованного, непрожитого, всевозможного негативного опыта, и мне ужасно не хватает какого-то позитива в этом всем.

Если его нет в жизни, то надо его выдумывать, ибо по-другому как с собой справляться? Поэтому я ужасно люблю каких-то таких персонажей придумывать, которые бы были успешными, реализованными, делали то, что хотели, не страдали под гнетом тяжелой украинской кармы. Но при том чтобы эти персонажи были украинскими.

С Наташей Сняданко разговаривала Светлана Дорош. (Би-би-си)

Всегда свежие туры по Европе - Чехия лечебная, туристическая, горная...

Добавить комментарий
*