Категории
Фильм «Аватар» — о том, что виртуальный мир лучше реальной жизни?
12.08.2011 фильмы, книги

аватарМатрица побеждает: фильм "Аватар" - о том, что виртуальный мир лучше реальной жизни.

«Этот фильм изменит сам способ, которым до сих пор снималось кино», - так высказалась о «Аватаре» Сигурни Уивер, исполнительница одной из главных ролей. И это, пожалуй, самая распространенная фраза, которую можно было услышать об этом фильме в течение длительного периода окутанного мифами производства. От нового блокбастерa Камерона все ждали прежде всего какого-то цифрового чуда, невиданных спецэффектов... и, в принципе, нельзя сказать,что эти ожидания не оправдались.

Эффект от просмотра будет особенно сильным, если перед этим узнать несколько подробностей о технологических изобретениях, примененных для его создания.

Для производства «Аватара» были использованы:

  • - Самая совершенная на сегодняшний день технология стереоскопической съемки;
  • - Новейшие открытия в области освещения и визуализации;
  • - Специально разработанная виртуальная камера, которая позволила снимать сцены сразу в цифровой среде;
  • - Принципиально новая технология «захвата актерской игры» (с помощью которой на анимационного персонажа можно переносить мельчайшие движения, жесты, мимику и даже выражение глаз актеров) - в шесть раз эффективнее, чем до этого.

Благодаря всем этим изобретениям Камерону удалось достичь невиданной на сегодняшний день реалистичности виртуальной реальности - при том, что «Аватар» на 60% является анимационным фильмом.

Автор «Титаника», «Терминатора» и «Чужих» с самого начала своей карьеры стремился снимать фильмы на грани технологических возможностей кинематографа. «Аватар» по всем показателям является в этом смысле его главным достижением: «Главным стимулом для создания этого фильма стала та зрелость, которой уже достигли современные технологии».

Но, что интересно: основным визуальным продуктом, на производство которого у Камерона ушло четыре года, более 230 миллионов долларов и все самые передовые на сегодняшний разработки в области цифровых технологий, на этот раз стала Природа.

И хотя это фантастическая природа далекой планеты Пандора, режиссер называет «Аватар» своего рода притчей с моралью - прежде всего с призывом к сохранению природы как таковой.

Симптоматичнисть же этой притчи, в свою очередь, состоит в аргументации такого призыва, или, другими словами, - о том, какую именно природу она призывает сохранить.

Этот кадр можно озвучить цитатой из фильма "Пропавшая грамота": "Отдай мне свою дуууушу ..." 🙂 .

Вкратце, история, рассказанная в «Аватаре», сводится к следующему.

Огромная, очевидно, американская корпорация добывает на Пандоре очень ценный и чрезвычайно дорогой минерал. Как и положено корпорациям, ради желаемой прибыли она готова на все, если нужно - на безжалостное разрушение экосистемы этой планеты и уничтожение ее жителей, которые с точки зрения ее цивилизованных работников - не более, чем «дикари».

Риторическая стратегия Камерона довольно проста - не жалеть никаких технологических средств для того, чтобы завербовать зрителя на сторону «экологии».

Как следствие, с помощью всех своих стереоскопических камер, невероятной мощности процессоров и всех доступных ему цифровых технологий он создает чрезвычайно зрелищную виртуальную эко-утопию.

Фантастические цветы и меняющиеся формы флоры и фауны, летающие горы, прекрасные грациозные существа Нави, - все это под лучами нескольких гигантских лун светится люминесцентным светом, напоминая ночной Нью-Йорк. Зрелище, конечно, завораживает. Но вся эта визуальная роскошь, так сказать, только первая приманка.

Главный герой «Аватара» Джейк Салли (Сэм Уортингтон) прибывает на Пандору в рамках исследовательской программы.

С помощью аватара (искусственно-выращенного организма Нави, которым можно удаленно управлять нервными импульсами человека) Джек должен стать своим в среде туземцев и узнать об этой планете и ее жителях все, что ему удастся. Эту миссию он выполняет под руководством доктора Грейс Огустин (Сигурни Уивер).

Вместе с аватаром Джека, в самое сердце Пандоры попадает, конечно, и зритель. И то, что ему там открывается, «не может не поразить» (по крайней мере, именно на это рассчитано).

Джека принимает одно из племен Пандора, а прекрасная дочь вождя этого племени начинает учить его местной мудрости.

Оказывается, вся Пандора функционирует как единый механизм. Причем, не метафорически, а вполне буквально. Не только «местная мудрость», но и исследования доктора Грейс указывают на то, что все живые организмы (а на Пандоре «живым» является абсолютно все) соединены там в единую, причем централизованную, электронную сеть.

Своего рода центральным процессором и одновременно блоком питания этого механизма является «богиня Ейва» - она ​​координирует энергетический оборот и в целом жизнь Планеты, посылая ее жителям сигналы, которые направляют их действия.

Более того, все живые организмы оборудованы чем-то вроде USB-портов, благодаря чему могут подключаться друг к другу или непосредственно к центральному блоку питания и обмениваться таким образом информацией и энергией.

Все на этой планете происходит в рамках тотальной и совершенной упорядоченности, гарантом которой является Богиня.

Универсальные законы, по которым функционирует планета, для всех её живых организмов являются известными. Однако неизвестными (или просто неинтересными, поскольку доктор Грейс предупреждала) руководителям корпорации.

И, конечно, их несогласованные с логикой планеты действия приводят к катастрофе. Правда, к счастью для уже завербованного на сторону Пандоры зрителя, - к их собственной, корпоративной, катастрофе.

Не сложно заметить в этих утопических мечтах Камерона следы современной экологической риторики, которую часто называют "новым мракобесием".

О «энергетическом балансе» Земли и опасности его нарушения, о совершенной и самодостаточной экосистеме планеты, ее собственную логике и законах, игнорирование которых приведёт к катастрофам и т.д. - все эти аргументы Камерон, собственно, и делает очевидным для зрителей с помощью экосистемы Пандоры. Руководствуясь риторикой современных экологистов, Камерон создает совершенную планету, полностью отвечающую этой риторике.

По замыслу, это должен быть идеальный образ Природы. Образ, который наглядно визуально представляет ее «внутреннюю упорядоченность» и «закономерность природных процессов».

Но что в итоге действительно получилось?

На самом деле мир созданный Камероном, подозрительно напоминает «Матрицу». Tотальная подчиненность всех живых организмов (что является не более чем звеньями в единой энергетической сети) единому центру, имеющему, к тому же, все признаки типичного для фантастических фильмов искусственного интеллекта: все видит, все знает, все контролирует - картина, характерная для большинства фантастических технократических антиутопий.

К тому же, технически Пандора является полностью цифровым продуктом, и попасть в ее «идеальный мир» можно только с помощью аватара, то есть, опять же - виртуальной оболочки.

Пытаясь создать на экране завершен идеальный образ «экологии», Камерон обнаруживает, фактически, его фантазийную основу.

То, что мы видим в «Аватаре» - это не «внутренняя логика природы» (никому, в отличие от жителей Пандоры, «до конца» не известная), но скорее внутренняя логика современного образа природы.

И Камерон со всей наглядностью демонстрирует нам, что этот образ, к которому сейчас все так активно апеллируют - от защитников окружающей среды до рекламщиков косметики - является проекцией технократического идеала тотальной упорядоченности и контроля. Неудивительно, что для реализации своего «экологического» проекта Кэмерону требовалось привлечь сколько достижений технического прогресса.

Ведь «Природа», которую режиссер с такой любовью и заботой изображает в фильме, является не чем иным, как этого прогресса продуктом.

В технократических антиутопиях вроде той же «Матрицы» всегда есть нечто, не поддающееся конечному подчинению тотальной рационализированной структуре, - то есть «человеческое», «настоящее».

Метафорой этого является, например, пробуждение Нео из своего цифрового существования в реальном теле. А вот когда такой структурой является сама природа (а что может быть «настоящее»  природы?),  места для подобных исключений уже не остается.

Поэтому, вполне закономерно, что и Джейк - Нео версии Камерона - в конце фильма не остается ничего другого, как отказаться от своего несовершенного человеческого тела (по сюжету он инвалид) и окончательно слиться со своим цифровым аватаром, став частью «идеально-сбалансированной» системы.

Полностью, напомним, виртуальной.

Александра Киричук.

Добавить комментарий
*