Категории
В кинопрокат не дошли фильмы
22.04.2013 фильмы, книги

В украинский прокат в очередной раз не вышли хорошие фильмы, хотя настойчиво анонсировались. "Неделя" выясняла, почему так произошло и, что важнее, выйдут ли три ленты. Каждый из них имеет свой жанр, свои сильные стороны и свою аудиторию. И каждый из них, по нашему скромному мнению, имел право на выход, даже если показания были бы ограничены возрастным цензом.

Первый фильм, который по прокатным планам пришлось бы увидеть Украине на этой неделе, - Индонезийско-американский «Рейд» Вельского режиссера Гарета Эванса. Эта лента еще в сентябре 2011-го на кинофестивале в Торонто, выражаясь зрительской языком, «порвала» аудиторию и завоевала первый свой приз - приз зрительских симпатий. Далее картина начала бешеное фестивальное движение по всему миру, побывав в Швеции, Голландии, Италии, Франции, Ирландии, Индонезии и США. На самом киносервере мира imdb.com получила рейтинг 8.3 из 10, а это больше, чем у «Убить Билла» Тарантино, «Воина» Гэвина О'Коннор и «Ультиматума Борна» Гринграсса.

Вышла лента в прокат в 17 странах мира, пока дело не дошло до Украины. Учитывая жанр уголовного экшна, массовое использование восточных единоборств, стрельбу и при этом предельную натуралистичность, что в США предоставила фильму рейтинг "R" (детям до 16 лет вход запрещен), а в Новой Зеландии - 18 (лет), следует ожидать от нашей Экспертной комиссии по вопросам выдачи прокатных удостоверений еще более жестких ограничений. И должны сразу сказать, ограничения были бы обоснованы самым фильмом: штурм в Джакарте группой спецназа многоэтажки с криминальным авторитетом и его головорезами внутри является едва ли не уникальным в мировом кино настоящим из-за натуралистичности кровавых драк и убийств, изобретательности насилия с использованием смертельных приемов, различных предметов и оружия. Из-за всех этих обстоятельств - повторимся - фильм не имел бы право выйти. Потому сюжет, драматургические моменты, являющиеся высокотехничным жанровым образцом и вызывающим восторг постановкой боевых сцен, по классу значительно превышают все европейские или американские картины, а за драйвовость могут дать фору и азиатским аналогам вроде тайских «Онг Бака» или «Шоколада» Прачйа Пинкаева. Буйство насилия все же не заходит в измерение помешанного смакования им. Собственно, об этом и сказала наша комиссия, как ни странно, не запретив фильм (хотя и определенные основания были) - он получил рейтинг «18».

Однако фильм не дошел до проката. Почему? Согласно «условиям распространения и демонстрации фильмов» на территории Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 28 марта 2001, «демонстрация фильмов кинотеатрами и киновидеоустановками осуществляется при условии предупреждения зрителя об установленных ограничениях и соблюдение установленного времени демонстрации фильмов» и фильм с рейтингом «18 »может показываться только на вечерних сеансах с 18 часов. То есть, учитывая хронометраж «Рейда» в 101 минуту, он может быть показан дважды, а в отдельных кинотеатрах трижды в день. Даже при таких условиях был бы смысл выпускать фильм, чтобы сделать широкий прокат. Но специфичность фильма, которая отнюдь не соответствует определению «массовое кино», для прокатчиков оставляла только нишу «авторского кино» с соответствующим ограниченным прокатом до 10 копий. Спасательным в этой ситуации был определен носитель фильма - цифровой диск в формате DCP (Digital Cinema Package), с которого он будет демонстрироваться в (цифровых) кинотеатрах. То есть печатать фильм на пленке не нужно, благодаря чему экономится $ 1,5-2 тыс. за копию. Еще одной возможной экономией было бы титрование фильма вместо дублирования, а это затраты на порядок больше. Поэтому дистрибьютор подал фильм в Госкино с просьбой предоставить «Рейду» официальный статус «авторского кино». В таком случае за субтитры дистрибьютор тоже бы не платил. Но «авторского» статуса фильму не дали. На прокат такого кино согласились лишь семь кинотеатров. А в рекламу нужно было бы вложить хоть какие-то деньги, чтобы донести информацию о его выходе до целевой аудитории (плюс, не забывайте о марже дистрибьютором стране, в которой фильм выходит и проценты от украинского проката головному офису, собственно, российскому дистрибьютору).

Но окончательным гвоздем в прокатном гробу «Рейда» стало время: единственным шансом даже в такой патовой ситуации хоть что-то заработать, а не только отбить деньги, было дать одновременно релиз фильма в Украине с выходом в России. Имеющаяся давно в сети неважная пиратская копия (в народе «экранка», или еще лучше - «тряпка») не могла удовлетворить вкусам требовательных ценителей азиатского «мяса», но после старта любого фильма в России сразу появилась бы копия получше, таким образом оторвав от кинотеатрального проката значительное количество потенциальных зрителей. «Рейд» в России вышел 5 апреля. В Украине в настоящее время он выйти не смог. Поэтому вердикт однозначен: выпускать (тратиться) не целесообразно.

Следующие два фильма - это «Стыд» Стива Маккуина и «Развод Надера и Симин» Азгара Фархади. И в этом случае оба не вышли (не выйдут), потому что принадлежали к так называемому пакету, условия которого предусматривали выход или обоих фильмов, или ни одного. Подобная практика работы дистрибьютора банальна: если фильмы не являются собственностью какого-то мощного мейджерами или Мэйджер сомневается в их больших прибылях, фильм продается на кинорынках (как это было в случае с «Александром» Оливера Стоуна или с «Мистером и миссис Смит» Дуга Лаймана, но если с «Александром» Warner Bros. правильно поступила, продав мировые права на убыточный фильм, то в случае со «... Смит» Twentieth Century Fox проиграла, ведь последний собрал в мире почти $ 430 млн, стоя $ 110 млн). Однако ни «Стыд», ни «Развод...» хитами не планировались и никто таковыми не считал. Это художественное кино и позиционировалось и создателями, и продавцами именно как таковое.

Поэтому, чтобы заработать на продаже подобного кино, российский владелец прав на эти фильмы продавал их вместе - есть такая вещь, как «оптовая продажа» в кинобизнесе. Сначала одна украинская артхаузная компания заинтересовалась «лотами», что неудивительно. «Стыд» является вторым фильмом режиссера, создавшего «Голод», одну из лучших картин первой десятки лет XXI века. К тому же главные роли в «Стыд» играли уже сформированные звезды (и в Голливуде тоже): Майкл Фассбиндер и Кэри Маллиган. А это может привлечь и зрителей из мейнстримного кино.

Второй фильм и вовсе был интересен: обладатель «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля 2011 и лауреат «Оскара» за «Лучший не англоязычный фильм» не может быть не интересен дистрибьютору. Но здесь важна не весомость товара или его регалии, а его потенциал при целом ряде факторов существования на рынке - цена товара, условия его дальнейшей продажи и наличия конкурентов. Оба фильма стоили по € 10 тыс. за штуку. Показываться по крайней мере «Стыд» мог, как и «Рейд», после 18 часов вечера, поскольку имел рейтинг 18 лет. А наличие пиратской копии в сети (и очень качественной копии) плюс наличие уже в январе аннулируют выпуск фильма в прокат только в мае. Однако его заявила одна из мощных дистрибьюторских компаний Украины. И вероятность для зрителя увидеть и «Стыд» и «Развод ...» была высокой. Хотя изначально знатоки это считали полным провалом. В апреле это наконец поняли и сами прокатчики. А жаль. «Стыд» исключительно хорошее кино, глубокое по своей сути и эстетически прекрасное и безобразное одновременно. Устами, телом - жизнью героя Фассбиндера оно повествует о мужчине, больном (?) на сексоголизм, который ежедневно (!) страдает от зависимости - сексуального влечения, и когда рядом нет женщины, которую можно соблазнить, а он умеет покорить почти любую , довольствуется или проститутками, или журнальным или интернет-порно и мастурбацией. Его жизнь напряженная, бездушная и катастрофическая - он мало о чем другом может думать, чем о сексе, неспособный на более длительные, чем ночь отношения, а единственный родной человек, сестра, для него - раздражающее бремя.

Пике одного красивого и умного и вполне опустошенного человека в Маккуина превращается в глобальную санинспекцию человечества, которое, оказывается, больное не только раком или СПИДом; сексоголизм (вспомним Дэвида Духовного) разрушает людей, семьи и всех нас, просто мало кто об этом говорит, уделяя внимание лишь неконкретной болтовне об угрозе массового тяготения к порно.

Тематически оригинальный «Стыд» является драматически мощным и формально художественным. Много ли такого кино в нашем прокате? Можете назвать хотя бы несколько? Хотя бы один фильм? О гениальном «Разводе...» и говорить нечего - оно еще богаче «Стыда» и стыдом является то, что большая аудитория людей его не увидит. А рекомендовать мы его можем. Посмотрите. Если сможете.

Ярослав Подгора-Гвяздовский.

Добавить комментарий
*